Уклад жизни и занятия жителей Онежского полуострова


Земли вокруг Белого моря служили важной промысловой базой для новгородских бояр, здесь быстро вырастали укрепления, поселения, соляные варницы, всемужные заколы. Уже в документах XIV в. упоминаются селения на Летнем берегу - Уна, Луда, Ненокса. Чуть позднее осваивается Лямецкий берег. В XVI в. на Онежский полуостров устремляют свои интересы Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский и Николо-Карельский монастыри. Эти интересы связаны с одним из важных природных богатств Беломорья - солью. Беломорская соль "морянка" была известна по всей Руси. Наибольшего рассвета соляной промысел достиг в ХVI - п.п. ХVII вв. В это время в Беломорье вываривалось около 700 тыс. пудов соли. Крупнейшими солепромышленниками были монастыри, прежде всего, Соловецкий. Его варницы простирались по всему побережью Белого моря.

Многие деревни Онежского полуострова образовались вокруг солеварен.
Солеварение в течении трех веков занимало видное место в хозяйстве жителей этого региона. В небольших количествах здесь соль вываривали до начала XX в., так как для посола некоторой рыбы, например, семги, использовалась только поморская соль. В целом, соляной промысел в Поморье приходит в упадок в XVII в.. Остатки соляных варниц в районах Средней Золотицы, Лямцы можно было видеть еще в начале 70-х гг.

Однако, жители Онежского полуострова, как и в целом Поморья, в основном, "жили от. моря, кормились морем." Важными промыслами были добыча морского зверя и прибрежный лов рыбы, которыми традиционно здесь занимаются и посей день. В XV - п.п. XVIII вв. многие рыболовные участки на Летнем и Лямецком берегах принадлежали Соловецкому монастырю. Многие селения, особенно Лямца, были известны своими замечательными корабельными мастерами, лоцманами.

На Онежском полуострове более интенсивно, чем в других районах Поморья, занимались скотоводством и землепашеством. В описании Онежского уезда Пурнежской волости XVII в. сказано: "Пашенная земля песчаная, глинистая и часто каменистая, удабривается ежегодно навозом, орут и боронуют ее также как и в Мезенском уезде. Сеют рожь, ячмень, конопли, частью овес и горох; урожаю бывает в обыкновенные годы ржи в пятеро, местами в осьмеро, ячменю и овсу в трое; а из всего лучше удается рожь и ячмень; некоторые поселяне кроме ржи и ячменю других семян не высевают по неурожаю от холодного климата".

В течение четырех столетий жители Лямецкого и Летнего берега были тесно связаны с Соловецким монастырем. Здесь у монастыря были земельные владения. Крестьяне продавали монастырскую рыбу, пользовались за плату его тонями. Женщины шили для монахов белье, мужчины ходили в монастырь на заработки, жители Пушлахты, Золотицы и Дуракова издавна покупали в монастыре все жизненные припасы (летом с Лямецкого берега до монастыря "рукой подать" - всего 20 верст до м.Муксалмы). И сейчас во многих семьях хранятся памятные вещи, привезенные в свое время из монастыря, почти в каждой семье были мужчины, работавшие в монастыре трудниками по обету. Обычно трудниками - "обетниками" были мальчики-подростки, для которых пребывание в монастыре было небесполезным - здесь они видели образцово налаженное хозяйство, многие новшества, которые по возвращению домой могли внедрить и в свое хозяйство.

Морской промысел на протяжении многих веков является главным занятием поморов Онежского и Летнего берегов. Памятники неолита дают основание предполагать, что добыча морских зверей на Онежском полуострове началась около 3 тыс. лет назад. Добыча морских промыслов служила и для пропитания, и для продажи заезжим купцам. Поселение Онежского и Летнего берега отличались друг от друга по назначению морских промыслов в хозяйственном укладе. Чисто "поморские" в этом отношении были д.Летняя Золотица, Летний Наволок, Лопшеньга и Яреньга. В селениях Онежского берега - Тамица, Кянда, Пурнема, Лямца и Пушлахта - более значительное место в занятиях населения имели земледелие и животноводство. Помимо морских промыслов значительными источниками доходов здесь служили также солеварение и отхожие промыслы.
На Летнем берегу практиковался "домашний" и "весновальный" звериный промысел (на гренландского тюленя). "Домашний" промысел представлял собой осенне-зимний отстрел гренландских тюленей (ноябрь, декабрь, январь) недалеко от берега (с возвратом на ночь) небольшими артелями из 2-3 человек. Во время "весновального" промысла артели из 2-3 человек соединялись в большую артель "Ромшу" и жили на льдинах в течении 1-2 месяцев (февраль-март).

Более широко был распространен зимний промысел нерпы и морского зайца которых били из винтовок ("стрельня") и палками ("кокетами"). Поморы из Лопшеньги, Яреньги, Сюзыми, Ненексы, Солзы ловили зверя тоже сотнями. Нерпу ловили ставными сетями подо льдом. В феврале практически все мужское население поморских селений отправлялось в море на "торосовый" промысел.
На всем побережье полуострова был распространен осенний семужный морской и речной заборный промысел.

Менее состоятельная часть населения для пропитания занималась также озерным ловом и речным. "Вершами" ловили щуку, окуня, налимов, "продольниками" ловили леща и язя. Все орудия лова изготовлялись на месте. Так, в 1875 году в селениях Летнего берега насчитывалось до 400 вязальщиков сетей.

Наряду с морскими промыслами и сельским хозяйством дополнительными источниками средств существования были отхожие промыслы. Поморские жители, особенно Онежского берега, славились как хорошие моряки, лоцманы, плотники, резчики по дереву.

Традиционный хозяйственный уклад сохранялся практически в неизменном виде вплоть до предвоенных лет. В 30-40 гг. в каждой деревне побережья были организованы рыболовецкие колхозы. Сначала колхозы колхозы вели лов в Белом море, позднее, в послевоенные годы, колхозные суда были приписаны к Мурманску и ведут лов в Баренцевом море и Атлантике. В период коллективизации многие поморы были раскулачены и сосланы. В послевоенные годы (особенно, в 60-е годы) начался значительный отток населения. Основная часть покидающих поморские деревни уехала в Мурманск и Северодвинск.

Из сборника "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "ОНЕЖСКОЕ ПОМОРЬЕ", Петрозаводск, 1997


вернуться к экскурсии