Уклад жизни и занятия жителей Онежского полуострова Земли вокруг Белого моря служили важной промысловой базой для новгородских бояр, здесь быстро вырастали укрепления, поселения, соляные варницы, всемужные заколы. Уже в документах XIV в. упоминаются селения на Летнем берегу - Уна, Луда, Ненокса. Чуть позднее осваивается Лямецкий берег. В XVI в. на Онежский полуостров устремляют свои интересы Соловецкий, Кирилло-Белозерский, Антониево-Сийский и Николо-Карельский монастыри. Эти интересы связаны с одним из важных природных богатств Беломорья - солью. Беломорская соль "морянка" была известна по всей Руси. Наибольшего рассвета соляной промысел достиг в ХVI - п.п. ХVII вв. В это время в Беломорье вываривалось около 700 тыс. пудов соли. Крупнейшими солепромышленниками были монастыри, прежде всего, Соловецкий. Его варницы простирались по всему побережью Белого моря. Многие деревни Онежского полуострова образовались вокруг солеварен. Однако, жители Онежского полуострова, как и в целом Поморья, в основном, "жили от. моря, кормились морем." Важными промыслами были добыча морского зверя и прибрежный лов рыбы, которыми традиционно здесь занимаются и посей день. В XV - п.п. XVIII вв. многие рыболовные участки на Летнем и Лямецком берегах принадлежали Соловецкому монастырю. Многие селения, особенно Лямца, были известны своими замечательными корабельными мастерами, лоцманами. На Онежском полуострове более интенсивно, чем в других районах Поморья, занимались скотоводством и землепашеством. В описании Онежского уезда Пурнежской волости XVII в. сказано: "Пашенная земля песчаная, глинистая и часто каменистая, удабривается ежегодно навозом, орут и боронуют ее также как и в Мезенском уезде. Сеют рожь, ячмень, конопли, частью овес и горох; урожаю бывает в обыкновенные годы ржи в пятеро, местами в осьмеро, ячменю и овсу в трое; а из всего лучше удается рожь и ячмень; некоторые поселяне кроме ржи и ячменю других семян не высевают по неурожаю от холодного климата". В течение четырех столетий жители Лямецкого и Летнего берега были тесно связаны с Соловецким монастырем. Здесь у монастыря были земельные владения. Крестьяне продавали монастырскую рыбу, пользовались за плату его тонями. Женщины шили для монахов белье, мужчины ходили в монастырь на заработки, жители Пушлахты, Золотицы и Дуракова издавна покупали в монастыре все жизненные припасы (летом с Лямецкого берега до монастыря "рукой подать" - всего 20 верст до м.Муксалмы). И сейчас во многих семьях хранятся памятные вещи, привезенные в свое время из монастыря, почти в каждой семье были мужчины, работавшие в монастыре трудниками по обету. Обычно трудниками - "обетниками" были мальчики-подростки, для которых пребывание в монастыре было небесполезным - здесь они видели образцово налаженное хозяйство, многие новшества, которые по возвращению домой могли внедрить и в свое хозяйство. Морской промысел на протяжении многих веков является главным занятием поморов Онежского и Летнего берегов. Памятники неолита дают основание предполагать, что добыча морских зверей на Онежском полуострове началась около 3 тыс. лет назад. Добыча морских промыслов служила и для пропитания, и для продажи заезжим купцам. Поселение Онежского и Летнего берега отличались друг от друга по назначению морских промыслов в хозяйственном укладе. Чисто "поморские" в этом отношении были д.Летняя Золотица, Летний Наволок, Лопшеньга и Яреньга. В селениях Онежского берега - Тамица, Кянда, Пурнема, Лямца и Пушлахта - более значительное место в занятиях населения имели земледелие и животноводство. Помимо морских промыслов значительными источниками доходов здесь служили также солеварение и отхожие промыслы. Более широко был распространен зимний промысел нерпы и морского зайца которых били из винтовок ("стрельня") и палками ("кокетами"). Поморы из Лопшеньги, Яреньги, Сюзыми, Ненексы, Солзы ловили зверя тоже сотнями. Нерпу ловили ставными сетями подо льдом. В феврале практически все мужское население поморских селений отправлялось в море на "торосовый" промысел. Менее состоятельная часть населения для пропитания занималась также озерным ловом и речным. "Вершами" ловили щуку, окуня, налимов, "продольниками" ловили леща и язя. Все орудия лова изготовлялись на месте. Так, в 1875 году в селениях Летнего берега насчитывалось до 400 вязальщиков сетей. Наряду с морскими промыслами и сельским хозяйством дополнительными источниками средств существования были отхожие промыслы. Поморские жители, особенно Онежского берега, славились как хорошие моряки, лоцманы, плотники, резчики по дереву. Традиционный хозяйственный уклад сохранялся практически в неизменном виде вплоть до предвоенных лет. В 30-40 гг. в каждой деревне побережья были организованы рыболовецкие колхозы. Сначала колхозы колхозы вели лов в Белом море, позднее, в послевоенные годы, колхозные суда были приписаны к Мурманску и ведут лов в Баренцевом море и Атлантике. В период коллективизации многие поморы были раскулачены и сосланы. В послевоенные годы (особенно, в 60-е годы) начался значительный отток населения. Основная часть покидающих поморские деревни уехала в Мурманск и Северодвинск. Из сборника "НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК "ОНЕЖСКОЕ ПОМОРЬЕ", Петрозаводск, 1997 |